Фотопрогулка по Москве — пока я бродил по городу с фотоаппаратом, мне пришло в голову, что именно сегодня надо продолжить разговор о городской фотографии. Так сказать, наболело. Речь пойдет о том, как запечатлевать на снимках обыденность таким образом, чтобы она была интересной не только вам самим. Это одна из тем сегодняшнего разговора, а вторая тема — это особенности съемки городской и стрит фотографии на 50-мм объектив. Начну со второй темы.
Все-таки получилось так, что эта статья больше посвящена техническим аспектам съемки на 50мм объектив, чем вопросам творчества. Да, я не призываю всех снимать именно на такой тип объективов. Просто мне все больше, и больше нравится снимать именно на Nikon 50mm f/1.8G AF-S Nikkor.
Особенности съемки в городе на объектив с фокусным постоянным расстоянием 50мм
Для тех, кто впервые на моем сайте или не читал предыдущие материалы — я решил поставить эксперимент и снимать в городе на Nikon D750 и Nikkor 50mm 1,8. Для стрит фото полтинник подходит как нельзя лучше, но вот для городских пейзажей и архитектурной съемки с ним работать сложнее — не хватает угла и не все помещается в кадр. Обычно в городе я снимаю на сони SLT a77 с цейсовским объективом 16-80 и этих фокусных расстояний хватает для всего.
Снимая на 50 мм , я уже начал привыкать к работе с этим фокусным расстоянием и думаю, что этот эксперимент очень полезен. Ища нужный ракурс и подбирая место съемки, приучаешься обращать внимание на детали и видеть объект целиком. Это бывает сложно понять, пока сам не попробуешь. Попробую пояснить:
В городе, а особенно в старых районах, достаточно тесно и дома, объекты очень плотно прилегают друг к другу, а улицы не такие широкие. Пытаясь снять историческое здание на 50мм объектив сталкиваешься с проблемой — все оно просто не помещается в кадр, а отойти ты не можешь — улица узкая. Поэтому приходится снимать по диагонали, выискивая точку с которой и объект поместится и детали будут видны. Вот, выискивая нужное место и подбирая оптимальный ракурс, привыкаешь «видеть» объект целиком. Это первое достоинство работы с объективом 50мм.
Второе достоинство — это светосила. 1,8 это серьезно. На самом деле возможность открыть диафрагму на 1,8 очень выручает в городе при съемке на узких улицах или в подворотнях, где всегда есть проблемы с освещением. Даже в солнечные дни в таких местах присутствует тень и появляется необходимость или открыть диафрагму, или увеличить выдержку, или поднять iso. Увеличивая выдержку мы рискуем получить смазанную картинку, если снимаем с рук, а не со штатива, а поднимая iso, можем получить шумы.
Кстати, выбор фотоаппарат Nikon D750 связан в том числе и с последней проблемой. Так как я в большей степени стрит фотограф, то для меня увеличивать выдержку не всегда уместно. Поэтому, чтобы снимать людей в динамике, приходится повышать iso, а это означает появление шумов на снимках. Если с яростным шумом бороться не имеет смысла и иногда зернистость даже добавляется, то с цветными шумами бороться надо. Nikon D750 в этом плане отличный фотоаппарат и на нем можно снимать на достаточно высоких значениях iso.
Конечно, даже на таком замечательном фотоаппарате не стоит задирать исо выше 1600 — 2000 с копейками, но и таких значений для стрит фото и городского пейзажа более чем достаточно.
Вообще, часто говорят, что рабочее ISO у того или иного фотоаппарат 6 400, а то и 12 800. Вот что хочется сказать по этому поводу — рабочее исо понятие субъективное. Смотря для чего рабочее. Если для инстаграмма или запостить картинку в социальные сети, то да — ужимая снимок до 1000 пикселей по длинной стороне получаем очень даже хорошую картинку. Для размещения на сайте уже нужна картинка в 2000 пикселей и исо в 6400 уже будет создавать проблемы при обработке. Сразу оговорюсь — качество зависит не только от ISO, но и от наличия глубоких теней на снимке и многого чего еще. То есть, снимая относительно светлую картинку на высоком ISO, шумов будет меньше, чем при съемке композиции, где присутствуют сильно затененные участки. В тенях то и проявляются в основном цветные шумы и теряется детализация. Деградация цветов происходит на любых снимках при высоких значениях, но именно в тенях она проявляется сильнее всего.
Вот поэтому возможность открыть диафрагму при съемке на городских улицах очень важна. Мне недавно сказали, что открывая диафрагму мы уменьшаем глубину резкости. Отчасти это так, но это касается в основном объектов, которые мы снимаем на расстоянии метр или два. Бывает такое, что снимая протрет или небольшой объект, его часть оказывается не в фокусе.
Когда мы снимаем в городе, то обычно расстояния у нас большие — от 10 метров и больше. Поэтому с глубиной резкости проблем нет, даже если снимаем на открытой диафрагме 1,8. Надо сказать, что я иногда для таких случаев пользуюсь специальным мобильным приложением SetMyCamera — калькулятор зоны резкости.
Например, при съемке на открытой диафрагме здания с расстояния 10 метров, получаем глубину резкости в 4 с половиной метра. Это значит, что все детали фасада, если мы делаем фронтальный снимок, будут в зоне резкости. Но 10 метров — редко получается. Тем более, что я снимаю на 50мм объектив — обычно расстояние до объекта составляет от 20 метров и больше. При 20 метрах практически весь фасад небольшого городского особняка, снятый под углом в 45 градусов, будет отчетливо виден полностью и со всеми деталями.
Так что, для меня выбор высокой светосилы или набора фокусных расстоянии склонился в сторону светосилы. Это конечно не все причины, по которым я снимаю сейчас на Nikon 50mm f/1.8G AF-S Nikkor. Но это основные, что касается технических моментов съемки.
Про творческие аспекты говорить всегда сложнее. Рассказывая о достоинствах объектива, говорят про рисунок, боке, плоская или объемная получается картинка. Хочу высказать свое мнение по этому поводу. Рисунок и плоскость или его объемность — на мой взгляд очень субъективные определения. Вот когда говорят про боке, то действительно это видно, а про рисунок или объем…… На мой взгляд объемность картинки во многом зависит от условий съемки и постобработки, а не столько от самого объектива. Попробуйте снять любой объект в яркий солнечный день, когда солнце полностью заливает объект ярким светом — без обработки такая картинка может показаться плоской. А потом тем же объективом снимите человека или здание в режимное время или, как иногда говорят, в золотой час. Вот поверьте, что и объем и рисунок появятся. Итак мы теперь перешли к творческим аспектам, потому как , опять-таки на мой взгляд, рисунок объектива — это разговор именно про творчество, а не про технические особенности прибора.
Фотопрогулка по Москве от Павелецкого вокзала до центра города — Городская фотография обыденности
И что у нас с творчеством? Что мы имеем сегодня? Сегодня в качестве иллюстрации к статье я представляю небольшую фото-прогулку по Москве. Необычно, не так ли? Ну да, а где мне еще гулять, как не по Москве. Разговор идет об обыденности. Обычно термин обыденность мы воспринимаем как что-то не совсем хорошее, что-то противоположное динамике, драйву. На самом деле именно обыденность составляет больше 90 процентов жизни человека. Ну подумайте сами: сон — это обыденность и занимает 30 процентов нашей жизни; еда, умывание, походы в магазин, путь на работу…. Даже у Джеймсов Бондов обыденность — это большая часть их жизни.
Прогулка по обычным улицам в обычный рабочий день — прямо песня обыденности. Не интересно? Напротив — обычные ситуации и интересны, и по своему красивы. Есть в обыденности свои плюсы — постоянство, надежность, уверенность, традиции. Можно придумать достаточно много терминов для описания обычной городской жизни.
Задача городского фотографа передать свое отношение к жизни. Это может быть позитивное отношение, а может быть критическое — все это передается на снимках.
Фотограф может выпятить негатив — неряшливость, тоска и серость, рутина, суета. И это тоже обыденность.
Мне иногда кажется, выбор настроение снимков зависит не просто от случая, а от состояния души фотографа. Вот так он видит этот мир — серым и тусклым или обычным, но достаточно ярким. Короче, кто он — оптимист или пессимист. Я больше оптимист.
Итак, в это раз я вышел на Павелецкой и прошелся по Новокузнецкой и Пятницкой улицам Москвы. Самые обычные старые московские улицы с миксом из старых и не очень старых особняков и домов времен развитого социализма. Иногда говорят, что именно это и есть настоящая Москва. Мне кажется, что это утверждение правильно лишь отчасти.
На мой взгляд — это лишь небольшая часть настоящей Москвы, но очень значимая. И очень жаль, что эту часть редко увидишь на рекламных открытках или плакатах. Почему? А потому, что эта часть обычная — обыденная. Не получается яркая картинка для гостей города. Мне же эта часть Москвы очень нравится — чувствуется надежность и преемственность. Вот еще один пул слов — преемственность, наследие. Кстати, когда сносят историческую застройку и заменяют на новодельные особняки и торговые центры, то на мой взгляд происходит разрушение связей с прошлым и рушится ощущение надежности бытия и преемственности поколений. Связи с прошлым рвутся, а это очень плохо…… на мой субъективный взгляд. Итак, прогулка по Москве в обычный день по самым обычным улицам:
Замечательная статья, долго искал подобную информацию. Оправляюсь в поездку, придётся снимать в городских условиях, есть два объектива, один 18-55, а второй 50 мм, 1.8. Очень нравится снимать полтинником, долго думал брать его или не брать с собой, теперь все вопросы отпали, однозначно, если вдумчиво снимать можно прекрасно снимать и в городских условиях. Спасибо за совет.
Константин, спасибо за оценку моей статьи.
Вы правы, выбирая полтинник. Такой объектив еще хорош тем, что он может быть неплохим портретным объективом для съемки ростовых портретов и даже поясных. То есть, универсальное стекло. Единственно, что хочется отметить, что 50 мм на фулфрейме — это 50 мм, а на кропе, если 50 мм создан для полноформатной камеры, то угол обзора будет уже эквивалентен примерно 80 мм. Смотря какой кроп. В этом есть и плюсы и минусы: плюсы -угол обзора эквивалентное 80-85 мм — это уже классический портретный объектив с минимальными искажениями; минусы — угол обзора еще уже. Но угол обзора не так страшен в городе, если улицы не совсем уж узкие. Для уличной фотографии 50 мм и на кропе хороший вариант, наряду с 30 мм объективом.