Ночная уличная фотография — очень эффектные снимки можно получить, а можно и сильно промахнуться, и тогда на экране вы увидите кашу с непонятно чем. Так что нужно сделать, чтобы снимки получились приличными?
Прежде чем рассказать, как снимать ночью, стоит выяснить, а что мы все таки хотим получить, снимая в не самых подходящих для съемки условиях?
Не знаю, как вы, но я обычно снимая ночью, хочу получить два типа снимков.
Первый — это ночной городской пейзаж.
Второй — это уличная фотография. То есть, отражение ночной жизни города.
Если вы снимаете ночной пейзаж, то чтобы получить наиболее качественные фотографии, вам понадобится штатив и снимать вы будете на длинных выдержках. Как вы понимаете, такой подход не годится для уличной фотографии. Ведь жизнь — это люди. Снимая на длинной выдержке вы вместо людей получить тени. А если выдержка слишком длинная, то и теней не не будет.
Кстати, отличный повод порассуждать о месте и значимости человека.
Значит, если мы решили снимать ночную жизнь города прямо на улицах, иногда мало освященных, то нам придется идти на компромиссы.
Вы можете посмотреть видеоподборку ночных фотогарфий с улиц Москвы, размещенную на Дзене.
Придется искать баланс между светочувствительностью и выдержкой. О чем речь, спросите вы?
Ночью на матрицу фотоаппарата поступает мало света. Надеюсь, что на пленку ночью вы не собираетесь снимать.
Ну так вот: чтобы получить приемлемое качество снимка нам придется решить на какой выдержки мы сможем сделать снимок без тряски, чтобы его не смазать. Это первое.
Второе, люди не стоят на месте, а значит нам нужно учитывать и то, что снимать придется движущийся объект и чтоб получить относительно четкую фотографию нужно, чтобы выдержка была достаточно короткой.
Конечно, есть случаи, когда допустима «размытость или мыльность» снимков, но всему есть свои пределы. За излишней резкостью спешить не стоит, но объект съемки должен быть читаем.
ISO
То есть, нам придется повышать светочувствительность — ISO. Современные фотоаппараты становятся все технологичней и даже на высоких ISO дают неплохие результаты, но все равно слишком задирать этот показатель не стоит. Вечером я снимаю на ИСО в диапазоне 2000 — 5000. Больше задирать, на мой взгляд не стоит. Хотя, если сцена очень инверсная, можно и накрутить.
Вообще, стоит отметить, что уличная фотография — это не про бритвенную резкость, а про сюжет, событие, сцену.
Выдержка
Выдержка — важнейший показатель при ночной съемки на улицах. Вам же нужно, чтобы люди блыи видны и было понятно кто это — мальчик или девочка, хотя бы так. Поэтому выдержку лучше держать кратной фокусному расстоянию объектива. Не меньше. 50 мм — значит выдержка 1/50. Конечно, вы можете сказать, что многие фотоаппараты обладают матричной стабилизацией, и на многих объективах тоже есть стабилизация.
Есть, и статичную сцену вы можете снять с рук на выдержке даже в 1 секунду. Это верно, но в нашем случае речь идет о динамике. Объекты в кадре движутся и в этом случае стабилизация не особо помогает. Речь идет кончено о фотографии — для видео ситуация другая и стабилизация в видео очень полезная вещь.
Диафрагма
Чуть не забыл. Диафрагма очень важна для съемки с недостатком света. Чем более светосильная у вас оптика, тем лучше. Можно открыть диафрагму и снимать и ИСО не придется так сильно задирать. Это актуально вечером на освещенных улицах. В таких условиях можно снимать чуть ли не на базовых ISO. Но есть один момент.
Открыв диафрагму мы уменьшаем глубину резкости. Для автофокусных объективов это не так страшно, но тем не менее… Мы снимаем вечером и ночью, а значит фокус срабатывает медленней, и тут вспоминаем, что объекты то у нас двигаются. То есть, ограничения есть. А если мы снимаем на объектив с мануальным фокусом? В таких случаях закрытая диафрагма прощает промахи фокусировки. Так что, с диафрагмой тоже стоит поосторожней себя вести.
Ну а целом, главное — это практика. Снимайте чаще и тогда вы сможете найти свой стиль и баланс между техническим качеством и художественностью снимков.
\Хотелось бы привести немного примеров того, что у меня получалось, когда я снимал вечером и ночью — это Арбат, Красная площадь и Никольская. Улицы достаточно освещенные — так что, не слишком экстремально, но все равно достаточно темно.