Давно уже хотел, но никак не мог решиться начать снимать кулинарный блог. Это ведь только кажется, что все просто — снимай себе хоть на телефон. На самом же деле все сложнее, чем кажется.
Во-первых, рецепты — какая кухня (имеется в виду итальянская, русская, сборная солянка). Это очень важный момент и самый сложный. Что готовить, что понравится людям и что найдет максимальный отклик.
Во-вторых, стиль съемки — от первого лица, разговорное видео. Это когда ты снимаешь самого себя или ведущего. Тут важно, как ты выглядишь, как говоришь. Многие именно такой стиль выбирают и при такой съемке важна техника — свет в первую очередь, но и оптика тоже.
Я имею в виду, что стиль определяет то, какую технику вам нужно использовать, чтобы достичь нужных параметров видео — какая освещенность кадра, какая глубина резкости вам нужна. Если вы хотите получить всю сцену резкую, то такое можно и на телефон снимать или, если у вас есть таки камера, можно обойтись и обычным китовым объективом. Закрывайте диафрагму до 8 и снимаете спокойно.
Но если вы решили снимать только само приготовление — то есть, крупные планы, то и в этом случае можно обойтись телефоном или фотоаппаратом с похожими опциями — китовые объективы и небольшая матрица — микро 4/3 или дюймовая. Или же можно использовать недорогой фикс объектив с закрытой диафрагмой, если нужна вся сцена в резкости. Можно поискать родную оптику или же воспользоваться китайскими аналогами.
Вилтрокс, например — они выпускают автофокусные объективы с разным фокусным расстоянием. 23, 24, 33, 35 или 50 мм — можно подобрать очень неплохой вариант.
С такой оптикой вы можете также выбрать и другой стиль съемки, с размытым фоном, с малой глубиной резкости, чтобы сфокусироваться на главных моментах съемки — на вас, отделив вас от фона, или на приготовлении пищи — нарезка, например.
Вам понадобится камера и светосильный объектив, а снимать нужно будет на открытой диафрагме. Придется озаботиться выбором объектива. Кстати, вышеупомянутые Вилтроксы — это хороший вариант. Многие объективы имеют диафрагму 1,4 и это за вменяемые деньги. Хотя 30-40 тысяч тоже не совсем дешево.
Я же решил пойти по несколько другому пути. Ну просто потому, что у меня уже есть объективы от зеркального Никон Д750.
Например, НИКОН 60 ММ макро.
Я его использую на моей беззеркалке с родным переходником ФТЗ. Очень резкий объектив. Но и тут есть один нюанс. Хотя этот объектив и автофокусный, но при использовании его на беззеркалке через адаптер, приходится фокусироваться вручную. Дело в том, что это объектив из Д серии. Для фокусировки нужна так называемая ответка. Так что для него и зеркалки-то не все подходят.
Еще один момент, что ограничивает его использование для съемки видео — в моем случае. Это фокусное расстояние. У меня кроп и 60 мм на кропе — это в пересчете 90 мм. Хотя для крупных планов вполне подойдет.
Но этот объектив я оставил на потом, а вначале решил использовать для съемки кулинарного видео старую советскую оптику.
И причина, что я остановился на мануальной советской оптике — это не только экономия. Хотя и это тоже. Даже китайские объективы мануальные сейчас стоят от 7 тысяч и выше.
Вообще-то да — хочется сэкономить, но это при съемке нормально. Любая съемка — это в первую очередь бюджет. И если неясен результат, то естественно, что хочется обойтись малым бюджетом. И тут объективы по 1,5 — 3 тысячи как нельзя кстати.
Но не только цена — в моем случае сошлись сразу несколько факторов.
Снимать я хочу крупные планы — то есть, своим лицом не сильно светиться в кадре. Это первое.
Второе. Пространство у меня ограничено и демонстрировать кухню во всей ее красе мне не хочется — просто пришлось бы многое убирать, а потом опять расставлять. Это не мой вариант. Поэтому-то крупный план с размытием фона — это как раз мое.
Мне не особо нужна резкость по всему полю кадра. А старая советская оптика грешит тем, что края «мыльноваты» на открытых диафрагмах. А тут мне как раз это и нужно.
Так что в моем случае все сошлось — и цена, и оптические свойства, и то, что объективы мануальные, мне как раз подходит.
Тут такое дело. Камера и объектив, какими бы хорошими они не были, при съемке движения — а фуд блоги это манипуляции с продуктами, могут «елозить» терять фокус. Фокус будет переходить с объекта на объект, что бывает часто, если снимаешь один и не контролируешь съемку полностью, если приходится и снимать, и готовить.
Поэтому выбор мануальной оптики для меня был связан еще и с тем, что не хочется постоянно контролировать фокус. А тут настроил фокус и снимаешь. Главное не выходить из зоны резкости. Но это уже не так сложно.
Во всяком случае мне так кажется.
Итак, к объективам, что я хочу использовать. Это:
Гелиос 44 с диафрагмой F 2 и фокусным расстоянием 58 мм — классика с очень характерным рисунком
Мир 1 в — 37 мм, на Никоне это 55 мм, диафрагма F 2,8.
Фокусное 37 — это естественно не ширик, особенно на кроп-камере, но для моего варианта съемки вполне подходит.
Немного об объективах — но не об их ТТХ, а об использовании этих стекол.
Гелиос в моем случае на кропе — это портретник и очень даже приличный. Я успел им поснимать — мне понравилось. Вот можете посмотреть что у меня получилось с ним.
Мир я еще не испытывал. Так что, результат я как раз получил во время этой съемки.
Видео тестирования объективов Гелиос 44м и Мир-1
Вот что у меня получилось:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ
Ну вот, посмотрели, что у меня вышло. Результаты, как принято говорить — не однозначны.
И тем не менее снимать можно и получается достаточно неплохо.
Стоит отметить еще вот что — все-таки одному снимать даже в таком варианте сложно. Нужен помощник.
Если снимать все одному, то придется тратить много времени на мытье рук, на перестановку камеры и объективов.
Не получится полностью сконцентрироваться на съемки.
По-простом — это тот еще геморой. Но это реально возможно. Чтобы как-то сгладить сложности придется очень серьезно отнестись к сценарию.
Прописывать все сцены, с учетом всех действий с камерами и объективами. Вообще снимать одним дублем, как это обычно делают повара — не самый лучший вариант. Можно попробовать разбить сюжет на сцены и снимать их по отдельности.
Расход продуктов конечно у вас будет больше — два, три раза готовить одно и тоже. Но зато съемка будет проще. Но так, никто практически не делает. Даже если накосячили все равно выкладывают видео, делая вид, что так и должно быть — так поступает и Илья Лазерсон, и Высоцкая….
Не знаю, нужно подумать в эту сторону.
Да, естесвенно, что кроме камеры и объективов нужно много чего еще.
И это я не про приготовление — ну там, ножи, доски и прочее. Хотя это очень важно, чем вы пользуетесь на кухне, на чем готовите и заготавливаете. Важны и ножи, и доски, и сковороды с кастрюлями.
Но я сейчас о видео оборудовании. В моем варианте одними камерами не обойтись.
Кроме камер с объективами постоянный свет — моноблок фалькон айс 60 ватный с софтбоксом для мягкого света.
Вообще, нужно будет прикупить «чайна бол» — такой полукруглый софтбокс на 90 см. Свет будет еще мягче. В моем случае не чем мягче свет, тем лучше. Мне так кажется.
Так же я использую накамерный монитор. Хотя у Никон ZFC есть поворотный экран, но зрение у меня не очень — так что, накамерный монитор просто спасение.
В целом же все получилось неплохо и объективы показали себя с лучшей стороны.
Вроде получилось. Конечно, можно использовать и родные стекла, но стоит ли это тех денег, что придется потратить? Я пока еще не знаю. Вообще, если мы хотим зарабатывать на чем-то, то стоит учиться бюджетированию и тому, как получить нужный результат при минимально-необходимых затратах. Скупость тоже вредна.
Итак, вывод:
Старые советские стекла вариант хороший, подходящий под определенные задачи. Если ваш проект не требует какой-то безумной резкости, то эти объективы можно использовать.
Особенно хорошо показал себя Гелиос. Мир-1 — хороший вариант, ну он требователен к свету и, если мы используем это стекло, нужно внимательно относиться к установке осветительных приборов, чтобы избежать засветок. Как художественный эффект на фото и видео это приемлемо, но для записи кулинарного рецепта такие засветки только мешают — падает резкость, кадр кажется более «мутным». Это кончено можно исправить при обработке, но лучше просто не допускать такого брака.
Вообще же, если мы говорим о мануальных объективах, то можно использовать для таких съемок объективы ТТартисан — выбор фокусных у них лучше. И цена на отдельные объективы даже ниже, чем на старые объективы из СССР.
Это я про широкоугольные стекла. Советские с 28 мм — неоправданно дорогие, а качество…. Ну такое себе, если с китайскими аналогами сравнивать. Вот научились же.
Такое получился тест. Думаю попробовать еще протестировать объективы Никон 60 мм макро и объектив с переменным фокусным расстоянием 24-120 с F 4 . Посмотрим, что выйдет.