Цветная пленочная фотография — это особый вид съемки. Чуть не сказал про фотоискусство. Хотя, если вы талантливы, то использование цветной пленки поможет вам еще больше раскрыть свой талант фотографа.
Но если у вас нет особых талантов, как у меня, например, то не переживайте — цветная фотопленка и фотоаппарат типа ФЭДа вам помогут.
А вот как, я вам сейчас расскажу и покажу.
Когда мы говорим про пленочную фотографию, то чаще всего имеем ввиду какие-то арт-проекты или же используем пленку для съемки на улице — уличная фотография. И в 80% случаев речь идет про черно-белую пленку.
Конечно, такие снимки контрастны, имеют благородное зерно, но чтобы снимать в черно-белом стиле, нужно быть внимательным и учитывать множество аспектов — черно-белая пленка не прощает ошибок. Ну, во всяком случае, мне так кажется.
Про ошибки — недоэкспонированные снимки на мой взгляд являются браком. Можно конечно что-то говорить про стиль, но шумы в тенях на фотографии, сделанной на пленку просто ужасны.

То есть, если вы выбрали черно-белую пленку, то будьте внимательней выставляя параметры на фотоаппарате.
В отличии от черно-белой, цветная пленка может вам простить пару стопов. И недоэкспонированная цветная фотография не выглядит настолько страшной, как черно-белая. Опять-таки — это только мое мнение и я его не навязываю. Вкусовщина.

Как по мне, то цифровой цветной шум хуже и смотрится «дешевле», чем шум цветной пленки. Пересветить тоже не так страшно. Естественно. В разумных пределах.
Тут ведь еще вот в чем проблема. Когда вы снимаете на старый пленочный ФЭД или Зенит, то часто выдержка у вас минимум 1/500 и это для солнечного дня много. Даже зажав диафрагму до 16, все равно может получиться переэкспонированный снимок. Могут помочь фильтры, но не всегда они есть в наличии — фильтры на старые объективы. Ну и, если на зеркалки еще можно найти такое добро, то на дальномерные фотоаппараты найти фильтр сложно. Цветные есть, а вот нейтрально серые не попадались. Есть вариант — выбирайте старые Никоны, где есть и 1/2000 выдержка. 1/1000 на наших фотоаппаратах есть — на том же Зорком или Зенитах некоторых моделей, но 1/1000 тоже может не хватить.
Но да ладно, что это я про проблемы. Поговорим о достоинствах цветной пленочной фотографии.
Цветная пленочная фотография, как и в доцифровую эпоху остается дорогим увлечением. Хотя, сейчас надо признать, что цены на цветную и черно-белую пленку, а также на проявку выровнялись. Разница, относительно небольшая. Но все равно снимают на цветную пленку реже.
Тут еще срабатывает отношение к пленочной фотографии, как к чему-то элитарному. А черно-белая фотография и тем более пленочная в представлении многих — это настоящее искусство, в отличии от цветной фотографии.
Все, как во времена Уильяма Эгглстона (William Eggleston). Первая выставка его работ, прошедшая в 1976 году, провалилась именно потому, что он снимал на цветную пленку и его фотографии резко контрастировали с доминирующим тогда представлениями о фотографии. Тогда тоже считали, что фотоискусство должно быть только черно-белым, а цвет — это удел обывателя.
.jpg)
Кстати, Эгглстон доказывал, что цветная фотография обыденной жизни может быть искусством. Он был мастером композиции и цвета. И он был прав — цвет может показать то, чего не может черно-белый снимок. Мы все-таки видим мир цветным, а не черно-белым.
А стиль….
Вот про стиль хочется поговорить особо. Великих фотографов узнают по приемам, которые они используют во время съемки, по сюжетам, по стилю. Стиль фотографа — если он есть, то фотограф с большой вероятностью станет известным и узнаваемым. А что такое этот самый стиль?
Элегантность и женственность Лилиан Бассман или же жесткая красота Хельмута Ньюмана?
Да, эти фотографы обладали тем, что мы называем стилем, как и Питер Линберг, Ричард Аведон, Сара Мун, Стивен Мейзел…. Последний, кстати, работал и в цвете.
Но вы знаете, что меня удивляет? Из великих фотографов никто не делал акцент на особой цветовой палитре, на цвете. Их стиль определяется другими факторами — эмоции, композиционные решения, настроение… Но не цвет. Нет, многие из авторов умели и умеют работать с цветом. Энни Лейбовиц, например, но каждый ее цветной снимок разный. Она подбирает стиль и цветовую гамму снимка или серии под человека.
Вообще, надо сказать, что делать цвет частью своего стиля в доцифровую эпоху было достаточно сложно.
Это знаете с чем можно сравнить? С музыкой…. Паганини — все знают, что он был великим скрипачем, виртуозом. Об этом есть много воспоминаний, но мы можем только верить на слово. Певцы — сложно оценить мастерство многих певцов прошлого только по их граммофонным записям. Слишком несовершенна была запись.
С цветной старой фотографией было нечто подобное — пленка выцветала, выцветали и напечатанные фотографии. Цвет менялся и если вы использовали какие-то особые приемы в цвете, то со временем все могла измениться и ваша задумка исчезала и смысл, что вы закладывали уходил.
Черно-белое — это заявка на вечность, а цвет в те времена… Те времена.
Вообще-то это было не так давно — буквально 20 лет назад. Теперь проще и фотографы делают цвет компонентом своего стиля. Мы узнаем многих именно по цветовой гамме фотографий. Фотография стала еще ближе к живописи.
Пленка теперь может быть оцифрована и сохранить стиль автора надолго. Теперь пленочный цвет — это долговечно. Раньше, когда говорили о визуальном стиле, то чаще всего имели ввиду кинематограф. Фильмы снимались в том или ином цветовом стиле — холоднее, теплее, оттенки бирюзы или же все в коричневых тонах.
Для этого выбирался не только стиль съемки, но и сама пленка. Сейчас вот модны пленочные прессеты — особенно этим «грешит» компания Фуджи. Но нам, снимающим на пленку не нужна имитация — мы можем просто выбрать марку и тип пленки.
Например, та же Kodak Vision или Fujifilm Eterna — теплые или холодные оттенки. Мы можем выбрать стиль или сами его себе создать и в дальнейшем его придерживаться.
Можно во всяком случае попробовать.
Я вот решил попробовать и поснимал на пленку Kodak Vision на ВДНХ этим летом и мне результат понравился. Есть что-то особое в цвете. И не нужно выдумывать и искусственно накручивать. Пленка дает это сразу. В моем случае это Kodak Vision2.
Кстати, на эту пленку снимались Кошмар на улице Вязов, Темный рыцарь, Властелин колец….
Есть что-то особое. И это не только баланс белого. Тут все в комплексе.
Надо признать, что снимки я пересветил, но я уже писал, что тут не только моя вина. Время для съемки было выбрано не самое удачное, но с другой стороны небольшой Пересвет не очень сильно помешал — это даже добавило настроения.
Но вы и сами можете оценить — ВДНХ, лето 2023: