Продолжаем наш разговор об уличной фотографии. Сегодня хотелось бы поговорить о сюжете в стрит фотографии. Вы скажите, что это странная тема для разговора – ну какой может быть сюжет у уличного фото. Кстати, то что в уличной фотографии отсутствует сюжет, очень распространенное мнение.
Обычно сторонники того, что уличная фотография может не иметь сюжета, говорят, что уличная фотография — это просто фиксация не событий, а обычной жизни города вообще. А какой сюжет может быть в обычной жизни? Люди просто идут или стоят.
Смысл в таких рассуждениях есть. Если вы вышли из дома и, идя по улице, делаете снимки раз в 10 минут (можно и чаще), то сюжет в этой серии снимков будет очевиден только для вас – маршрут моей прогулки. И если вы опубликуете один из таких снимков без названия, без описания и пояснений, то стороннему зрителю может показаться, что сюжет в этой фотографии отсутствует. Особенно если на ней нет ничего такого, чтобы притягивало взгляд. Но, тем не менее, даже у такой фотографии сюжет имеется. Во всяком случае, для ее автора.
Ситуация, описанная мной, встречается сплошь и рядом. Загляните на фото сайты и вы увидите сотни фотографий, которые выкладываются ежеминутно, снятых непонятно где и непонятно о чем. Эта безликая масса изображений не вызывает никаких эмоций – просто какие-то картинки. Люди просто фотографируют все подряд – что вижу, то и снимаю. Иногда получаются отличные кадры, но большинство снимков не интересны даже их автору.
Это плохо – спросите вы. Нет, это нормально, особенно для начинающего уличного фотографа. Иногда уличного фотографа можно сравнить с золотоискателем, старателем времен Золотой лихорадки. Сотни тонн породы промыто, а на выходе всего пара грамм драгоценного металла. Ну да, как-то так получается, если не предпринять никаких мер по повышению эффективности съемки. А давайте подумаем вот над чем – для чего мы снимаем и вообще занимаемся уличной фотографией? Ради чего – для признания, лайков или просто мы таким образом снимаем стресс?
Цель уличной фотографии
В чем цель уличной фотографии и есть ли в ней смысл? Уличный фотограф – для чего он снимает, зачем часами бродит по улицам? У вас есть ответы? А у меня, есть что ответить. Еще несколько лет назад я для себя ответил на эти вопросы.
Главная цель уличной фотографии, на мой взгляд – это летопись жизни в фотографиях. Ну да, звучит довольно пафосно, но это именно так. Уличный фотограф годами снимает улицы и людей. За 10 – 50 лет (кому как повезет) накапливается целый архив. И если разглядывать эти снимки, то можно увидеть, как менялся город и люди, в нем живущие. Это очень увлекательно. Вы помните историю Вивьен Майер и обнаруженных совершенно случайно ее фотографий? Они потрясли Америку. Это была хроника американской жизни почти за 50 лет. Просто потрясающая летопись американской жизни. Найдите время и посмотрите эти снимки — vivianmaier.com. Женщина годами фотографировала и бережно сохраняла снимки. О ней никто не знал, пока, к сожалению, уже после ее смерти, негативы и отпечатки не были куплены на распродаже.
Совет: Начиная заниматься уличной фотографией, позаботьтесь о том, чтобы каталогизировать свои снимки. Из собственного опыта – до сих пор жалею, что удалил снимки за несколько лет, когда поменял компьютер. Осталось что-то в аккаунтах социальных сетей, но многое пропало – жаль. Поэтому, советую сохранять снимки. Возможно, не все, но фиксируйте дату и храните хотя бы часть из каждой серии. Стоит озаботиться покупкой дополнительных жестких дисков или сохраняйте на виртуальных дисках в Google, Yandex или на других сервисах.
Мы определилась с основной целью фотографией. Теперь перейдем к целям поменьше и к сюжету.
Сюжет или тема в стрит фотографии
Выходя на прогулку с фотоаппаратом, стоит подумать о том, что я сегодня буду снимать. Улицы, людей, голубей, котиков? Да, это мы обычно и снимаем. Но можно и немного уточнить. Например, сегодня я буду снимать туристов, а завтра сниму ребят на роликах и скейтах, а может сконцентрирую свое внимание на пенсионерах или молодых родителях. Мы выбираем сюжет съемки.
Почему это лучше, чем простая съёмка всего подряд? Я сейчас выскажу собственное мнение по этому поводу, а вы уж сами судите –так это или нет.
На мой взгляд, если мы выбираем более узкое направление съемки, то становимся внимательней и замечаем то, что при простой прогулке пропустили бы и не заметили. Больше уделяем внимание деталям. От этого выигрывают и наши снимки.
По сути, выбирая тему для снимков, мы уже не просто ходим по улицам с камерой, а делаем репортаж. Надо сказать, что репортажная съемка пересекается с уличной фотографией в 90% случаев.
Что такое репортаж? Это серия снимков с какого-то события или серия снимков о чем-то – о городе, об улице, о людях. Ведь репортаж – это необязательно известные личности или светский раут.
Репортаж – это серия снимков. Если мы возьмем и опубликуем только одну фотографию из репортажа, то такой снимок будет именно уличным, если репортаж сделан на улицах города.
Еще раз, выбирая сюжет фотографий для съемки, мы делаем репортаж и если выкладывать серию фотографий, то именно так эти снимки и будут восприниматься. Если же выкладывать фотографии по одной, то это будет обычная уличная фотография.
На самом деле, довольно часто отличия уличной съемки от репортажной заключаются в том, кто делал серию – профессионал или любитель и где снимки были опубликованы.
Хотелось бы обратить ваше внимание еще на одном моменте – название снимка. Мы прогулялись, сделали во время прогулки серию снимков и сбросили все снятое на компьютер. Пока они хранятся у нас и не опубликованы – это просто снимки. Но в тот момент, когда мы их решили опубликовать, возникает проблема – давать им название или нет. Если мы выкладываем снимки на всеобщее обозрение без названий, то можно сказать, что сюжет этих фотографий не очевиден. Как только мы даем название, то у наших фотографий автоматически сюжет появляется. Мы его придумываем или уточняем. Задумайтесь над этим. Может стоит продумать названия заранее. Кто-то скажет, а как же свобода творчества. Ну да, ну да. Тогда задам вам вопрос – как художник рисует свои картины? Фотография – это и есть картина, только сделанная не кистью и красками, а сложной техникой.